А все началось в середине апреля 2005 года, когда я позвонил Александру Лебедеву, далее просто Лебедю, кажется, даже безо всякого дела, и нарвался на предложение пойти в поход в Монголию. Я знал, что последние лет пять Лебедь водит народ в походы и это его бизнес. Наверное поэтому я решил, что идет речь о деловом предложении и, ощущая себя деловым человеком, принципиально не стал выяснять подробности по телефону, а попросил его прислать программу похода на мой почтовый ящик. Вот тогда, типа, и поговорим конкретно.

Письмо пришло чуть ли не в тот же вечер. Текст письма гласил:

Приаттаченый файл был действительно программой, правда, на сплошном английском, которая называлась Schedule of Tourism Activities for the Mongol Altai Nuruu Special Protected Areas (Программа Туристических Маршрутов в Специальных Закрытых Районах Монгольского Алтая Нуруу). Программа была таблицей в 10 столбцов на 4 страницах мелким шрифтом, в ней не было ни одной даты, главный вопрос для делового человека – «сколько» не вычислялся, зато в изобилии были GPS Coordinates of Highlighted activities (GPS-координаты горных маршрутов).

Ясно было, что никаким деловым предложением в письме и не пахло, что Лебедь прислал мне не мою программу, а программу какого-то турагентства, и поскольку подобное неуважение меня задело, я написал язвительный (как мне показалось) ответ:
Саш!
Программа по Монголии замечательная, а нет уточнения программы например:
1 день. Прилет в а/порт Улан-Уде - «__»_______ 200__ г.
2 день. Погрузка на а/м ГАЗ- 66 - «__»_______ 200__ г.
3 день. Пересадка на вертолет до Квхын Гутуу - «__»_______ 200__ г. и т.д.
И сколько всего будет $$, или вся инфа в воскр?

Письмо пришло быстро и ответы были на удивление конкретные, –
1) Кто хочет - тот всегда дойдет.
2) Дим, в эту часть Монголии вообще мало кто ходил. Поэтому информации мало.
Будем стараться тратить денег по минимуму.
Идея такая. Все встречаются в Барнауле. До недавнего времени группа состояла из 4 чел. 2 чел. из Москвы; 1 - из Кургана; 1 - из Усть-Каменогорска (Казахстан). У чела из У.-К. будет свой джип, на 4 чела. Остальные должны взять транспорт в Барнауле или в Монголии. Переход российско-монгольской границы на нашем участке возможен только на машине.
3) В Монголии, наверно, возьмем гида т.к. он лучше знает куда надо ехать.

«Наверное, возьмем гида» - это было круто, но добил меня последний ответ пунктуально помеченный №4:
4) Строго плана придерживаться не будем.
После такого письма у меня наконец-то мозги встали на место, я перестал чувствовать себя деловым человеком, согласился, что это очередная нормальная авантюра по принципу «сам себе режиссер» и поехал в воскресенье в «Другое место».
Тут надо сказать пару слов о самом Лебеде. Мы знакомы уже лет двадцать, за это время достаточно регулярно – раз в 2-3 года встречались у него дома, на турслетах МАИ и в походах. Внешностью он немного напоминает Ю.Шевчука и производит впечатление свободного от внешних обстоятельств человека, навроде чукчи в тундре. Возможно, это родовая черта всех маевцев. У Лебедя сложный по своей организации бизнес, он круглый год лично водит группы туристов, в том числе и иностранцев со всего света, в самые разные места - от Камчатки и Эльбруса до Новой Зеландии и Борнео, плюс к этому постоянные заботы и хлопоты с многочисленным семейством (жена и пятеро детей), которое все продолжает увеличиваться каждые два года. При такой жизни сильно переживать по мелочам – непозволительная роскошь.
В кафе я опоздал к назначенному времени минут на 20, слайд-фильм был в самом разгаре. Небольшой зал был полон, я увидел место у столика возле стенки, где уже сидел Сергей – участник наших совместных походов на Урал, Саяны, Алтай. Самих слайдов, похоже, было немного, по крайней мере, на каждом Лебедь останавливался минут по пять. Он рассказывал том, что из себя представляет алтайский аил (слайд с шестиугольной низенькой избушкой в лесу), почему у бурундука пять полосок на спине (слайд с бурундуком), какие эндемики произрастают на Алтае и чем они полезны (слайд с эдельвейсом) и др. Говорил Лебедь занудно, растекаясь мыслею по древу. Возможно, мне это было бы интересно, если бы я не ходил в этих местах вместе с ним и Сергеем, был если не автором, то персонажем некоторых фотографий и имел свои впечатления и представления об Алтае.
Я долго не мог понять, а потом догадался, что попал на презентацию летнего похода на Алтай, а сидящий в кафе народ был целевой аудиторией, жертвами тяги к природе и романтике походов. Народ был уже состоявшийся, судя по обилию бегающих по залу во время слайд-фильма разновозрастных детей, и, может быть, поэтому делающий сознательный выбор в пользу Алтая, а не Турции. Лебедь меж тем минут пятнадцать уже рассказывал о своем знакомстве на Алтае с петроглифами (знаками и изображениями на камнях), которых там оказалось немеряно. Я заподозрил в этом его интересе увлечение, а может быть и страсть, и немного забеспокоился - а ну как нам придется таскаться за ним от одной скалы за другой разглядывая Лебедя фотографирующего литографии.
После окончания слайд-фильма народ обступил Лебедя, начал задавать ему дурацкие вопросы о предстоящем походе на Алтай, мы же с Сергеем коротали время, вспоминая свой алтайский поход и сравнивая свои познания о Монголии. Я заметил, что вместе с нами в зале скучало еще с десяток человек «монголов», похоже, такие же «все кореша», но мне незнакомые. Конечно, когда дошла очередь до нас (т.е. до автомобильной экспедиции в северо-западную Монголию), наши вопросы были такие же дурацкие (это становилось понятно по ответам Лебедя), но мы их все равно задавали. Наверное, для того, чтобы по реакции Лебедя убедиться, что он достаточно вменяемый человек для организации этого похода.
И действительно - Лебедь старался отвечать на вопросы подробно и конкретно, почти как в письме из четырех пунктов. Я, например, спросил, можно ли лететь не до Барнаула, а до Улан-Батора, а оттуда уже добираться до того места, откуда мы начнем ездить на джипах по Монголии, Ну, чтобы не тратить четыре дня на дорогу от Барнаула. У меня был опыт переездов от Барнаула до Тюнгура через Горноалтайск, т.е. примерно наш маршрут - в конце второго дня от одного вида автотранспорта уже начинало трясти. Нельзя, отвечал Лебедь, ты посмотри карту – где Улан-Батор и где будем мы, на машине не доехать, а если туда летают самолеты из Улан-Батора, то посчитай сколько это будет стоить.
Ясности после встречи сильно не прибавилось, но решение почему-то окрепло – надо ехать, потому что будет интересно. Предварительно полученная информация получалась такая:
- человек семь собираются поехать только из Москвы, и к ним добавляется еще человек 5-10 местных (из Кургана и Казахстана);
- количество участников не ограничено, приглашаются все желающие;
- поход не начнется раньше 18 сентября и продлится не больше трех недель;
- связь пока будем держать по Интернету, все что нужно, Лебедь сообщит;
- кое-какая информация все-таки есть (карты, отчеты о прохождении маршрутов, ссылки на сайты) и Лебедь сделает всем рассылку. Кроме Сергея, у которого не было Интернета.

Воодушевленный этим всем я в течение мая попытался увлечь идеей этого похода некоторых моих знакомых, и некоторые даже передали мне данные своих загранпаспортов под гарантию, что это не обязывает их в октябре ехать в Монголию.
Из значимых событий июня было получение монгольских виз. Этим занимался Лебедь, а все остальные были свидетелями этой драмы и комедии. Лебедь договорился с директором монгольской туркомпании Канатом (за 15 долларов с человека), что он пришлет в посольство в Москве письмо-приглашение со списком наших фамилий (для этого как раз и были нужны паспортные данные). До этого Лебедь уже ездил в посольство, пытался договориться с кем-нибудь, чтобы дали визы просто так, без приглашения с учетом что мы оплатим хлопоты, даже дошел до самого консула с этим предложением, но ничего не получилось. Такое упрямство посольства было непонятно – по общему мнению обязанность получать визы для поездки в Монголию сопоставима с получением виз для поездки в Рязанскую область. Потом Лебедь еще несколько раз ездил в посольство и искал там приглашение от Каната, возвращался переполненный впечатлений, рассказывая, что монголы не знают ни русского, ни английского и с трудом понимают матерный. Наконец наше приглашение нашлось, Лебедь сдал паспорта, потом спустя два дня монголы обнаружили, что это не наше приглашение (наш в этом приглашении был только Канат), но загранпаспорта вернуть отказались (так же как и оформить визы по чужому приглашению). Потом Лебедь опять искал наше приглашение, запрашивал у Каната повторное, потом получал визы – в результате у одного потенциального участника из-за отсутствия паспорта сорвалась загранкомандировка, и это при том, что он заплатил дополнительные 25 долларов за ускоренное получение визы.
В начале августа Лебедь наконец согласовал со своими планами окончательную программу нашего похода и разослал его участникам (орфография автора):

18 сентября. Встреча в 08:30 в аэропорту г. Барнаул. Переезд от аэропорта до автовокзала. Переезд на рейсовом автобусе из Барнаула до Горно-Алтайска. Обед. Закупка продуктов. Музей. Переезд на микроавтобусе до устья Чуи. Ночевка.
19 сентября. Переезд до петроглифов Калбак-Таш. Осмотр петроглифов. Переезд в пос. Акташ. Получение разрешения у погранцов на посещение погранзоны. Переезд в пос. Ортолык. Ночевка.
20 сентября. Переезд в долину р. Еланда. Осмотр 50000 петроглифов. Ночевка.
21 сентября. Переезд в долину р. Тархата. Осмотр Тархатинского комплекса. Возвращение на Чуйский тракт. Переезд к г. Курман. Осмотр петроглифов на г. Курман и на г. Джалгизтобе.
22 сентября. Переезд в пос. Кокоря. Посещение местного музея. Переезд в долину р. Бугузун. Осмотр археологических памятников.
23 сентября, рано утром. Встреча с машиной Андрея в Кош-Агаче. Переезд до границы. Переход границы. Переезд до Ульгия. Оформление документов в Ульгие.
24 - 30 сентября. Активная программа.
1-2 октября. Фестиваль.
3 октября. Переезд до границы.
4 октября. Переезд рано утром границы. Переезд до Горно-Алтайска.
5 октября. Переезд до Барнаула. Ночевка в гостинице.
6 октября. Вылет в 08:30 из Барнаула.

Мои опасения оправдались – Лебедь включил петроглифы как обязательный элемент программы почти на каждый день похода. Особой изюминкой программы обещало стать посещение ежегодного фестиваля Орла, на который съезжаются охотники-беркучатники, т.е. которые охотятся с помощью орлов-беркутов. После получения программы народ начал потихоньку закупать билеты, купил и я на рейс Москва-Барнаул (и обратно) за 8450 рублей.
Ближе к дате отлета начал складываться список необходимых вещей, из которых отмечу
- Российский флаг размером 40 х 80 (пришлось специально шить на заказ, размер хоть и не соответствующий пропорциям установленным Конституции РФ, но зато точно такой же как у казахстанских товарищей, чтоб был паритет сувернитетов при их параде).
- Пуховик, теплые перчатки, дополнительный спальный коврик (я готовился к сильно континентальному климату от + 30 до - 10С)
- Адаптеры с 12V DC на 220V АС (а как иначе заряжать всю эту фото-видео технику)
- 700 долларов денег, половина в рублях, половина в долларах мелкими купюрами (забегая вперед, скажу, что весь поход обошелся мне в 750 долларов, включая авиабилеты)
- Большая упаковка мезимфорте (по отзывам путешественников, еда в монгольском общепите – «мясо с мясом»)
- Средство от комаров (на всякий случай)
- Фольга (запекать метровых хариусов)
Хотя встречаться все (кроме ребят из Казахстана) по плану Лебедя должны были утром 18 сентября в аэропорту г.Барнаула, я договорился с Сергеем о встрече в а/п Домодедово - это как-то показалось надежнее.